Принудительное лицензирование лекарственных средств не должно влиять на их цены и ассортимент, считают в Ассоциации индийских фармацевтических производителей (IPMA).
Вместе с тем в IPMA подчеркнули, что отсутствие четко прописанного механизма принудительного лицензирования сдерживает применение этого инструмента в Украине.
«Хотя в законе принудительное лицензирование и упомянуто, отсутствие четко прописанного механизма и правил применения такой законной нормы сдерживает его применение в Украине. Разработка понятного нормативного акта, который бы основывался на международном опыте, способствовала бы применению этого особого механизма», — прокомментировали агентству «Интерфакс-Украина» в Ассоциации инициативу Минздрава по усовершенствованию механизма применения принудительного лицензирования.
В IPMA подчеркивают, что принудительное лицензирование как элемент правил международной торговой системы, предусмотренный соответствующими международными соглашениями, это необходимое явление и необходимое приспособление этих правил к общественным потребностям здравоохранения в самых бедных странах и странах с ограниченными производственными возможностями в фармацевтическом секторе.
«Несмотря на то, что в Украине присутствует собственный производственный фармацевтический ресурс, он довольно часто не успевает за потребностями отечественной системы здравоохранения, поэтому если не адаптировать законодательство относительно правил обеспечения лекарствами на особый период в случае острой необходимости, пациенты могут столкнуться с нехваткой определенных лекарственных средств», — считают в IPMA.
В Ассоциации отмечают, что правила принудительного лицензирования не игнорируют права владельца патента, а лишь на определенный период ограничивают эти права с последующей компенсацией и восстановлением таких прав после окончания особого периода.
«У Минздрава должен быть такой инструмент, и мы считаем его существование в Украине необходимым условием для своевременного обеспечения пациентов необходимыми и современными лекарствами в экстраординарных случаях», — заявляют в Ассоциации.
Вместе с тем, в IPMA уточняют, что принудительное лицензирование по правилам ВТО — это «исключительный механизм для достижения определенных целей на определенный ограниченный период». Это исключение из общих правил торговли, предусматривающее выдачу лицензии, как правило, зарубежным производителем для производства лекарств на территории другой страны и на определенный период. Такой механизм обеспечения лекарствами не следует рассматривать как рыночное средство для понижения цен и для увеличения ассортимента.
«Несмотря на то, что в случае применения принудительного лицензирования правительство и будет иметь некоторое ценовое улучшение и доступ к необходимым лекарствам через выпуск в обращение продукции, за которую правительство не платит надлежащих средств и обычную цену владельцу патента, следует помнить о том, что такая возможность будет временной, а также о том, что позже правительству необходимо будет урегулировать экономические вопросы с владельцем патента», — отмечают в Ассоциации.
«В целом — на долгосрочную перспективу, такой механизм не должен влиять на такие рыночные показатели как цены и ассортимент. На них больше влияют рыночные средства, такие как здоровая конкуренция и понятные правила для ведения бизнеса», — подчеркнули в IPMA.
Как сообщалось, Минздрав намерен усовершенствовать механизм применения принудительного лицензирования социально значимых лекарственных средств, имеющих патентную защиту в Украине. Речь идет о лекарственных средствах для лечения ВИЧ/СПИД, туберкулеза, вирусных гепатитов В и С, для лечения военных АТО, а также препаратов, которые используются при возникновении чрезвычайных ситуаций или эпидемий.
Джерело: Интерфакс-Украина